Круги Луллия
18.03.2024
Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей. Это пособие вносит элемент игры в образовательную деятельность, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу. Данный игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринуждённой обстановки, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала.
Описание метода «Круги Луллия»
Раймонд Луллий (жил в XIII—XIV вв.) создал приспособление, которое представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки).
В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора. Луллий на секторах размещал рисунки, писал слова и целые изречения. Любой желающий мог задать ему вопрос и с помощью полученной комбинации получить ответ, который надо было расшифровать, подключив воображение.
Круги Луллия могут использоваться в репродуктивной деятельности по ознакомлению с окружающим, развитию речи, математике и др.
Цель: Создание условий для освоения детьми мыслительных операций.
Задачи:
- Развивать мыслительную и речевую деятельность, зрительное внимание и восприятие, воображение, зрительно – моторную деятельность.
- Формировать интерес к процессу и содержанию игровой деятельности.
- Воспитывать навыки сотрудничества, активности, инициативности, самостоятельности.
- Активизировать словарный запас. Совершенствовать слоговую структуру слова. Совершенствовать развитие связной речи.
- Развивать познавательную активность.
- Развивать представлении о сенсорных эталонах (восприятие цвета, формы).
- Формировать элементарные математические представления.
- Развивать мелкую моторику и координацию движений рук.
Формы организации образовательной деятельности:
- образовательные ситуации, (например, в рамках образовательной деятельности по речевому и познавательному развитию).
- игровые обучающие ситуации;
- самостоятельная игровая деятельности детей.
Круги Луллия можно использовать:
- при организации индивидуальной работы или организуя работу с детьми в малых группах (подгруппах);
- в игровой деятельности вне занятий (НОД), в качестве игровых упражнений и заданий;
- в самостоятельной деятельности детей.
Методические рекомендации по построению системы
- Круги Луллия представляют дошкольникам как чудесные кольца или загадочные круги.
- Для работы с детьми четвертого года жизни целесообразно брать только два круга разного диаметра с 4 секторами на каждом.
- В работе с детьми пятого года жизни используют два-три круга (4-6 секторов на каждом).
- Дети седьмого года жизни вполне справляются с заданиями, в которых используются четыре круга с 8 секторами на каждом.
- Тренинги целесообразно проводить вне занятий в качестве игровых упражнений (индивидуально или с подгруппами детей).